Колонизация русскими переселенцами земель Южного Зауралья изначально носило сельскохозяйственный характер. Это обуславливалось объективной необходимостью создания в Сибири земледельческой базы для обеспечения продовольствием русского населения. Государство сразу же пыталось играть регулирующую роль в освоении местных земель. Одной из главных целей правительства было желание регламентировать крестьянское хозяйство в вопросах землепользования, привести в соответствие оброк и реальное владение неучтенных земель. Конечной же целью являлось создание крестьянских хозяйств с установленным наделом земли в 15 десятин на мужскую душу и выделение излишних земель в оброчные статьи. Однако к началу 19 в. Курганский и Шадринский округа оставались не размежеванными из-за недостаточности средств у правительства и из-за большого количества свободных земель. Хотя со стороны правительства делались попытки провести переселение на свободные земли крестьян из малоземельных губерний, зауральские земледельцы использовали исключительно экстенсивные методы хозяйствований, свободно заменяя истощенные земли новыми угодьями. Однако, уже начиная с 1840-х гг. в Зауралье начинается активное межевание. Связано это было с новой волной переселенцев из малоземельных губерний. К 1858 г. все земли в Курганском округе были размежеваны, что резко снизило возможность замены истощенных земель свободными.
Южное Зауралье являлось преимущественно земледельческим районом. Основными зерновыми культурами Зауралья являлись пшеница и рожь. Также выращивались овес, горох, гречиха, просо, ячмень, конопля, лен, а с середины 19 в. еще и картофеля. Каждое хозяйство имело собственный огород, обеспечивавший крестьян свеклой, морковью, репой, огурцами, дынями и арбузами. Система обработки почвы долгие годы не претерпевала никаких изменений. Удобрения не применялись. Отсутствие передовой технологии, техническая отсталость крестьянства, частые засухи и стихийные бедствия приводили к неурожаям. Использовалась переложная система севооборота, при которой после 3-5 лет постоянного использования поля переходили под выгоны или покосы. Просуществовала эта система вплоть до 1880-х гг., когда под влиянием новой агротехники на смену ему пришло трехполье. Также крестьяне начали удобрять свои поля, использовать пары под пастбища. Процент пашни во всем крестьянском наделе вообще не был велик, большую часть занимали выгоны, покосы, леса, солончаки и прочие «неудобные» земли. Во второй половине 19 в. начинают появляться и первые крупные предпринимательские хозяйства, располагавшиеся на арендованных у казны землях. Площадь таких хозяйств нередко превышала 1000 десятин на один двор.
Второй важной отраслью после земледелия в обеспечении крестьянства как потребительской, так и товарной продукцией было скотоводство. Географическое положение и климатические условия региона способствовали распространению этого вида занятия. Практически вся территория Зауралья испещрена реками, речками и старицами, кроме восточной его части, где отсутствие проточной воды компенсировалось количеством озер. Для Зауралья были характерны обширные и обильные пастбища, лесные сенокосы и пойменные заливные луга, изобилие воды, что позволяло содержать большое количество скота.Однако, несмотря на все удобства к разведению скота, вид его в весеннее время был нередко изнуренным. Весьма часто встречались болезни. Причинами этому служили малый объем заготавливаемых кормов из-за плохой уборки сена и постоянное использование одних и тех же пастбищ – поскотин. Однако часто повторяющиеся эпизоотии не могли повлиять на непрерывный процесс восстановления поголовья, осуществлявшийся за счет закупок у степняков и за счет естественного прироста.
Стада в крестьянских хозяйствах Зауралья состояли из лошадей, крупного рогатого скота, овец, свиней, коз. При этом скотоводство носило явный мясомолочный характер, что приводило к определенной сельскохозяйственной специализации региона. Скот содержался не только для собственных нужд, а большей частью шел на продажу.
Основу благополучия крестьянского хозяйства составляли коровы. Количество голов на один двор было неодинаково. Бедный домохозяин имел до 3 голов, средний - до 15, а богатые и семейные - до 30 голов, из них собственно дойных – до десятка. Породистых коров практически не было. Животные были среднего роста, рыжеватые. Молоко было густым, но горьковатым, особенно когда подрастали полынь и чернобыльник, которыми питался скот. Даже мясо по воспоминаниям современников не имело такого вкуса, как мясо украинских, холмогорских и киргизских коров, хотя зауральские коровы были видны собой и тучны.
После зимней бескормицы коровы откармливались на пастбищах, рачительного ухода за ними хозяева не вели. Это приводило к небольшой удойности около полуведра в день. Из молока одной коровы крестьянки получали за год до полутора пудов масла. В пищу шли и простое молоко, творог, сметана. Во время бойки скота из лучших экземпляров вытапливали до 5 пудов сала. В целом коровья туша давала от 5 до 8 пудов мяса.
Крестьяне, жившие вдоль пограничной линии с казахами, понимали выгодность скотоводства и широко пользовались этим обстоятельством в специализации своего хозяйства, выменивая у казахов скот на хлеб или просто покупая его. Скот с весны до осени подращивался и с наступлением холодов частично забивался для получения сала, мяса и кож, которые продавали в разные руки. Другая часть скота предприимчивыми крестьянами-скупщиками сбивалась в табуны до 300 голов и отгонялась для продажи на ярмарки.
Развитие сельского хозяйства в данный период имело устойчивые, хотя и невысокие темпы развития. Повышается урожайность зерновых, встречаются попытки применения агротехнических знаний, происходит увеличение посевных площадей, увеличивается поголовье скота и случаются первые попытки улучшения его пород, применяются наемные работники, хозяйство становится товарным, из массы крестьян выделяются зажиточные, скопившие капиталы, в результате регион начинает втягиваться в капиталистические отношения.
Из фондов Курганского областного краеведческого музея